24.12.2024
Страховые взносы для ИП: что изменится с 2025 года
Федеральный закон от 8 августа 2024 года № 259-ФЗ закрепил новые размеры страховых взносов на ближайшие три года, а также установил дополнительные нововведения, которые затронут предпринимателей на упрощенке. Кроме того законодательные изменения в этой сфере ( Федеральный закон от 12 июля 2024 года № 176-ФЗ ) затронут в 2025 году работодателей, занимающихся обрабатывающим производством.
О каких взносах идет речь
Фиксированные страховые взносы ИП — это обязательные платежи, которые индивидуальный предприниматель должен уплачивать за себя на пенсионное и медицинское страхование. Эти отчисления обеспечивают предпринимателям право на страховые пенсии и медицинское обслуживание по полису ОМС, но не покрывают выплаты по больничным листам и пособия по беременности и родам.
Эти взносы обязаны уплачивать ИП, применяющие общую и упрощенную системы налогообложения, а также патент и единый сельскохозяйственный налог. Если предприниматель на автоматизированной «упрощенке» или применяет налог на профессиональный доход для самозанятых, то он от уплаты фиксированных взносов освобождается.
Как изменится размер страховых взносов для ИП
В отличие от обычной практики, когда размер фиксированных взносов устанавливается ежегодно, Федеральный закон № 259-ФЗ закрепил значения сразу на три года вперед:
2025 год — 53 658 рублей;
2026 год — 57 390 рублей;
2027 год — 61 154 рубля.
В 2025 году размер взноса будет выше на 4158 рублей по сравнению с предыдущим годом.
Увеличение лимита дополнительного взноса на обязательное пенсионное страхование
Предприниматели с доходом, превышающим 300 тысяч рублей, обязаны платить также дополнительный взнос на ОПС в размере 1% от суммы превышения. Этот платеж рассчитывается отдельно от фиксированных взносов.
В 2025 году года верхний предел размера дополнительного взноса составит 300 888 рублей и будет увеличиваться:
в 2026 году — 321 818 рублей.
в 2027 году — 342 923 рубля.
При определении суммы дополнительного взноса учитываются особенности режима налогообложения. На УСН и патенте в расчет включается весь полученный доход. Для ИП на ОСН с 2024 года действует правило уменьшения дохода на сумму профессионального вычета, что может снизить базу для расчета взносов.
Если предприниматель зарегистрировался не в начале года, то размер его взносов рассчитывается исходя из количества полных месяцев работы и дней, оставшихся до конца года.
Нововведения для УСН «Доходы минус расходы»
С 2025 года индивидуальные предприниматели на УСН с объектом налогообложения «Доходы минус расходы» смогут учитывать в составе расходов страховые взносы, подлежащие уплате за налоговый период, независимо от фактической даты их уплаты.
Раньше фиксированные взносы включались в расходы только в том налоговом периоде, когда они были фактически оплачены. Теперь предприниматели смогут учитывать эти суммы уже в текущем периоде, если они подлежат уплате в нем, даже если фактическая оплата переносится на начало следующего года. Это касается:
фиксированных страховых взносов;
дополнительного 1%-ного взноса с доходов, превышающих 300 тысяч рублей (даже если срок уплаты — до 1 июля следующего года).
Например, взносы, которые необходимо уплатить за 2025 год, можно будет включить в расходы уже в 2024 году.
Изменения касаются только страховых взносов, которые предприниматель платит за себя. Взносы за работников продолжают учитываться в расходах в прежнем порядке — по мере их фактической оплаты.
Новые сроки уплаты фиксированных взносов
С 1 января 2025 года фиксированные взносы на ОМС и ОПС за текущий год должны быть уплачены не позднее 28 декабря. Сейчас крайний срок оплаты — 31 декабря.
Дополнительный однопроцентный взнос с доходов свыше 300 тысяч рублей остается с прежним сроком – до 1 июля следующего года.
Почему важно не нарушать сроки уплаты? За нарушение сроков индивидуальному предпринимателю грозят пени и штрафы. Пени начисляются за каждый день просрочки, а размер штрафа зависит от суммы задолженности.
Тариф с пониженной ставкой для работодателей в сфере обрабатывающего производства
С 1 января 2025 года вступают в силу изменения, которые касаются предпринимателей и юрлиц, использующих труд работников в обрабатывающем производстве. Для них Федеральным законом от 12 июля 2024 года № 176-ФЗ установлен тариф страховых взносов с пониженной ставкой.
Чтобы использовать этот тариф, ИП должны соответствовать следующим критериям:
Предприниматель должен вести деятельность в обрабатывающем производстве. Конкретный перечень таких видов деятельности будет утвержден правительством в будущем.
Не менее 70% от всех доходов ИП должно поступать от основного вида деятельности — обрабатывающего производства.
Ставка по тарифу на страховые взносы для таких предпринимателей составит 7,6%. Этот тариф применяется только к части заработной платы сотрудников, превышающей установленный МРОТ.
Если ИП после применения пониженного тарифа перестанет удовлетворять условиям (например, утратит статус основного вида деятельности или доходы изменятся), ему потребуется вернуться к общему тарифу и пересчитать страховые взносы с начала года.
Учитывать доходы для расчета тарифа нужно по правилам расчета НДФЛ; если ИП применяет на УСН — по правилам расчета единого налога.
Как подготовиться к изменениям
Практические рекомендации для ИП:
Если вы работаете на УСН «Доходы минус расходы», заранее перечислите фиксированные взносы за 2024 год. Это позволит вам учесть их в составе расходов и снизить налоговую базу текущего года.
Чтобы уменьшить финансовую нагрузку, разбивайте оплату страховых взносов на несколько частей в течение года. Такой подход позволит избежать крупных разовых расходов.
Если у вас есть право на освобождение от уплаты взносов (например, по уходу за ребенком или по другим основаниям), не откладывайте подачу заявления. Срок подачи с 2025 года составляет три года, но лучше решить этот вопрос заранее.
С 2025 года для подтверждения расходов на взносы можно применять не только платежные поручения, но и бухгалтерские справки. Это упрощает документооборот и облегчает подготовку отчетности.
Своевременная адаптация учетных систем также имеет важное значение для соблюдения законодательных норм. Приложения в облаке 1С:Фреш, такие как «1С:Бухгалтерия», «1С:Зарплата и управление персоналом» и другие, получают оперативные обновления, учитывающие последние изменения в законодательстве. Обновление происходит в автоматическим режиме, пользователям ничего не нужно для этого предпринимать, о времени обновлений заранее известно.
Если вы только начинаете свой бизнес или еще не определились с программным обеспечением для учета, облачные программы в 1С:Фреш станут отличным выбором.
Используя приложения 1С:Фреш, вы получаете доступ к информационной системе 1С:ИТС, которая ежедневно обновляется и включает:
Новости законодательства и обновления программных продуктов.
Инструкции и видеоруководства для учета, налогов, кадровых вопросов.
Консультации экспертов по бухучету и правовым вопросам.
Справочную информацию: калькуляторы, формы отчетности, производственные календари.
Базу нормативных документов, включая актуальные законы и методические указания.
Какой объем материалов информационной системы 1С:ИТС включен в ваш тариф 1С:Фреш, описано по ссылке .
Сразу после регистрации в облаке 1С:Фреш за вами закрепляется партнер, который окажет поддержку на начальном этапе. Он поможет разобраться с работой в приложениях, добавлением учетной базы и решением других вопросов, связанных с настройкой программ.
С облачными программами 1С:Фреш вы сможете автоматизировать значительную часть учетных процессов, освободив время для решения других важных задач бизнеса.
Если вы еще не подключились, зарегистрируйтесь сейчас и получите первые 30 дней бесплатно. Подготовьтесь к предстоящим изменениям заранее!

